Сергей Александрович Стебаков. О БЕСКОНЕЧНОСТИ.

Сергей Александрович Стебаков

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЫТИЯ



О БЕСКОНЕЧНОСТИ

Маленькое эссе:
О бесконечности и о некоторых феноменальностях человеческой психики в рамках расширенной модели мира (плюс объяснение окаянного душевного состояния, именуемого "депрессия").

Научно-технический прогресс, справедливо осуждаемый за бесцеремонное загрязнение среды, может быть хотя бы частично реабилитирован тем, что с возрастающей скоростью обогащает мир наших образов. Обогащенная образность мира способствует эффективности умозрительных философских конструкций, помогающих сперва уяснить самому себе, а потом попытаться объяснить другим некоторые странные, трудные, но, может быть, небесполезные идеи касательно непонятной, но остро ощущаемой феноменальности нашего бытия. Я считаю, что список таких образов надо начать с поставляемых возможностями радиосвязи, магнитной записи звука и изображения, ЭВМ и дисплея, кинематографа, иерархических систем автоматического управления и т.д. Если найдутся читатели нижеследующего текста, то они могут поразмыслить о том, что не совсем ясно автору. Что есть нижеследующее: истина, замаскированная под мистификацию, напоминающую истину или мистификация, невольно раскрывающая истину, похожую на мистификацию?

В размышлении о том, «что есть человек?" и в переборе невольно возникающих ассоциаций, я, внезапно, набредаю на мысль, что человек в своей способности чувствовать, переживать, менять настроения подобен некому особому магнитофону! У этого магнитофона широкая лента, а на ней многодорожечная запись. Записано слышимое и видимое, записаны биотоки, запахи, вкусы, прикосновения. На всех дорожках записано одинаковое, но записано по-разному. На одних дорожках вяло, тихо, замедленно, скучно, на других сильно, ярко, стремительно, с волнующим аккомпанементом. И на разных дорожках разные оттенки и степени различия, а пультом переключения дорожек ведают объективные условия с учетом той характеристики пульта, которая называется характером человека, а содержание записи синтезирует некая ЭВМ, программа которой составлена с учетом законов природы. Написал это, и мне стало казаться, что я понял человеческую "суть", уподобив ее считывающей головке, уловил механизм удивительной смены настроений. Но тут же спохватываюсь, что при таком сведении, не учтен дар волевого проявления активности, которым человек, несомненно, должен обладать (без этого - это не человек и кому он такой нужен). Еще меня раздражают эти два оборванных конца: во-первых, источник "объективных условий" и, во-вторых, "программист ЭВМ". Где они?

Затем я вспоминаю, что человек - это, как никак, все-таки какой-то "трансформатор впечатлений". Он способен "переживать", а моя модель отражает только "капризы настроения". Мне приходит в голову взять пару моих моделей и пустить "сигналы восприятия" (идущие от считывающей головки) первого экземпляра на пульт переключения дорожек и на программирующее устройство второго. Будем считать эту сигнализацию "объективными факторами" и для смены настроений, и для потока впечатлений ("интрасенсорный" и "экстрасенсорный" факторы). В свою очередь сигналы от считывающей головки второго экземпляра подадим на пульт первого (они будут влиять на его характеристики, т.е. вызывать "эволюцию характера") и на программирующее устройство первого экземпляра (управляя его реагированием на раздражения, а также целенаправленной активностью). Такую сигнализацию будем считать "субъективным фактором". Все это меня устраивает, но где же объективный фактор для первого экземпляра и субъективный для второго? По-видимому, чтобы это обеспечить придется объявить первый и второй экземпляры «К-ым» и «(К+1)-ым» и положить, что - ∞ < К < ∞ . Тогда все в порядке. Все непонятное мы таким образом свалим на «парадокс Ґ -ти» и «концы в воду». С Ґ -ти, как известно, «взятки гладки» («не было и не будет конца»). Как же, однако, на все это посмотрят наши философы? С «-Ґ -стью» я думаю, дело уладится («неисчерпаемость электрона», «самодвижение материи»), но с «+Ґ -стью» дело дрянь (попахивает оккультизмом со «смарагдовыми лестницами» в Ґ -ную последовательность «хрустальных сфер"). Ну что же, сошлемся на единство модели мира, на требования ее структурной симметрии, на "единство противоположностей", черт его подери. Вспомним, наконец, что сам принцип «единства противоположностей» пошел от пифагорейцев (чье незаконное сожительство с мистикой и породило оккультизм).

Так выплеснем же, товарищи, помои мракобесия, не выплескивая вместе с ними материалистическое применение парадокса ∞-ти (так славно поработавшего в анализе ∞-но малых величин и обеспечившего «переход количества в качество» в теоретической динамике).

Вот так! Перечтем написанное. «Человек - Ґ -ная последовательность магнитофонов с подключением, также Ґ -го количества ЭВМ». Смахивает на бред. Однако до чего складно! На все есть ответ! Почему мы не чувствуем присутствие магнитофонов с большими и меньшими значениями индекса К, чем то его значение, которое нам самим соответствует? Отвечаем: потому, что считывается только то, что есть на ленте. Другой вопрос: в какой мере конструкция нашего организма совпадает, а в какой мере только аналогична конструкции магнитофона? Отвечаем: рассказ о магнитофонах - это педагогический прием, а что в нашем теле найдет бионика - это покажет будущее (думаю, что ничего внешне похожего на магнитофон не обнаружится). Эта модель влечет целую лавину выводов. Например, становится ясно, почему не могут раскрыть тайны эвристики и опознания образа. Потому, что хотят «конечным исчерпать ∞-ое». В чем тайна памяти (заметим, что стирание записи в наших магнитофонах отсутствует)?Почему, копаясь в мозгу, не могут найти запись воспоминаний?..

- А потому братцы, что вы ищете того, чего нет. Есть бытие, которое проходит мимо и "наматывается на ролик" (а обратная перемотка - это вспоминание). Мы же сами обладаем не хранилищем памяти, а лишь средством выборки воспоминаний из внешнего хранилища. Вот это средство и ищите!

Становится понятным и присущая нам безинерционность смены настроений. Перешли на другую дорожку и все. А как понять это иначе, понять, не прибегая к предлагаемому сумасшествию модульного конструирования и экстравагантным аналогиям? Представим себе плачевное состояние вялости и размагниченности или, еще хуже, глубокой апатии или, совсем плохо, тяжелейшей депрессии. Из этих состояний мы не можем выйти самопроизвольно, просто встряхнувшись. Нам кажется, что они продиктованы объективными обстоятельствами, оцениваемыми с позиций жизненного опыта. Например, старческая депрессия объясняется как вполне понятное истощение жизненных сил (завод кончается) и или как притупление чувствительности нервных связей, как "выцветание эмоционального спектра". Все это весьма резонно, но мы внезапно обнаруживаем, что бокал шампанского, чашка кофе или еще какой-нибудь пустяк в таком роде внезапно опрокидывают "оценки жизненного опыта" и, как рукой, снимают всякие "притупления" и "выцветания". И ясно, что дело не в одном только действии шампанского или кофе, так как действуют они не когда нам хочется, а лишь в очень редких случаях также, как, далеко не часто, столь действенным ("и невозможное возможно…") оказывается "нежданный взор из под платка". Ясно, что эти факторы действуют лишь в результате совмещения с другими факторами, столь незаметными, что их роль ускользает от нашего понимания. А действует эта комбинация факторов мгновенно, хотя, по мнению психофармакологов, требуется длительная и коренная перестройка телесного химизма. Хорош же этот жизненный опыт, если он погружает нас в душевные сумерки или непроглядную тьму, в то время как яркий свет находится на ничтожном расстоянии от нас! И тогда возникает мысль, что дело вовсе не в близорукости или ошибочности жизненного опыта, что опыт ни в чем не виноват и дискретно имеется много "опытов", т.е. "точек зрения", но лишь одно "настроение", подобно тому, как магнитофон имеет много дорожек на магнитофонной ленте, но лишь одну возможность выбора. Заметим еще, что "переходы на другую дорожку", свидетельствующие о несущественности всяких "притуплений" и "выцветаний", могут быть не только связаны с химическими или информационными факторами, но и происходить во время сна, вызывая так называемые "эйфорические сновидения". Итак, смена декораций в театре наших психических состояний (от минутных настроений до безнадежности старческого одряхления) не нуждается в коренных перестройках и длительных антрактах. Это театр с вращающейся сценой.

Теперь мы подошли к самому трудному вопросу: как разместить Ґ -ую в обе стороны последовательность объектов (каждый из них -это «ЭВМ + магнитофон») в конечном куске пространства (поскольку район мира, являющийся местом человеческого обитания, не имеет Ґ -ой протяженности)? Этот вопрос труден потому, что, отвечая на него, приходится менять стиль изложения, переходя от всем доступного языка наглядных образов к математической абстракции ∞ -мерных пространств. Приходится использовать давнюю и доселе не опровергнутую гипотезу о многомерности физического пространства (нам понадобится даже Ґ-ное количество измерений), приходится разложить это пространство в Ґ-ную последовательность взаимоперпендикулярных подпространств и разместить в каждом из них по одному из упомянутых объектов. Но для сложного рассказа предназначим специальное изложение всей темы в целом. Рассказать это просто - очень сложно, а рассказать сложно - очень просто. Между прочим, модель мира, в которой физическое пространство имеет не три измерения, как обычно, а Ґ -ное количество, назовем «расширенной моделью мира».

Вот и все! Что можно к этому добавить? Может быть цитирование классиков? Поучительные и многозначительные высказывания великих людей, которые, следуя правилам хорошего тона и, ради уменьшения собственной ответственности, принято ставить как эпиграф? Я забыл это сделать в начале, но могу этим кончить. Я хотел бы ограничиться одним вопросом и одним утверждением Н.Бора и, не помня точного текста, передать его своими словами. Впрочем, любой может их оспаривать, так как эти фразы общеизвестны. Первая фраза: "Эта идея сумасшедшая, но достаточно ли она сумасшедшая, чтобы содержать истину?" Вторая: "О слишком серьезном можно говорить только шутя".

С.А.Стебаков


 Главная | Гостевая книга | Письмо редактору


© Все права защищены. 



Сайт управляется системой uCoz