Сергей Александрович Стебаков

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЫТИЯ



DE ANIMA. О ДУШЕ ( PSYCHE)

Александр Афродизийский написал такое сочинение за 200 лет до Р.Х.

С давних пор сложилось представление о том, что помимо органов нашего тела, и конструкция, и поведение которых наблюдаемы, есть еще один орган, наблюдаемый только в силу особенностей своего поведения. Придти к выводу о существовании такого органа, имеющего ненаблюдаемую конструкцию пришлось потому, что иначе, никак не сочинялась модель мира. Этому необычному органу, названному "душа", естественно приписывались и необычные свойства, выходящие за пределы наблюдаемого поведения и обоснованные лишь требованием желаемого. Одним из таких свойств была способность к автономному существованию вне пределов человеческой жизни. Для тех органов, которые были наблюдаемы (и своей конструкцией, и поведением) нельзя было подобрать объяснения того, как из первого появляется второе, и было решено, что душа является органом доминирующим, что она ко всем другим органам подключена и что без ее участия их конструкция не обеспечивала бы их поведения. Отсюда следовало, что зачатие организма начинается с зачатия его души, но сохранение души, после распада тела, не следовало ниоткуда, если не считать философских соображений, относящихся к вопросу о "смысле жизни".

История того, как слагалось это представление о душе и всяческие варианты отклонений от него, очень длительна. Отрицание души также имеет свою историю, но она значительно короче. Концепция души абсолютно основана не на каких-то позитивных научных фактах, а только на одних нерешенных проблемах (т.е. негативных фактах). Отрицающая концепция основана на сомнительных истолкованиях негативных фактов или просто игнорировании таковых. Борьба таких двух противоположных концепций - это борьба сомнительных гипотез и истолкований. Может ли, вообще говоря, наука доказать или опровергнуть наличие бессмертной души? Говоря вообще, доказать может, а опровергнуть нет. Можно точно описать тот эксперимент, который в случае успеха, дал бы доказательство, но трудно представить себе, каков должен бы быть опровергающий эксперимент.

Доказательный эксперимент легко описать, но трудности его осуществления неимоверно велики, и никаких шансов на успех пока нет совершенно. В докибернетическую эпоху было бы и описать трудно, из-за отсутствия подходящих представлений и соответствующих терминов. Впрочем, название темы было и тогда и звучало внушительно - "воскрешение усопших". Когда такого рода тема возникает, а языка, пригодного для ее детального изложения нет, то она становится волнующей тайной, суть которой объявляется неизреченной на вечные времена, то есть то, что зависит от эволюции познавательных способностей и возможностей языковой выразительности объявляется навеки непознаваемым. Так уж устроены люди. Они склонны выносить приговоры не только о прошлом, но и о будущем. Но мы вольны не связывать себя этой нелегкой традицией и формировать условия эксперимента, который коль скоро он получится, немало озадачит проповедников "концепции отрицания".

Для опыта нужны два участника: один обладающий видимой частью тела, (то есть, тем что принято именовать просто "тело") и гипотетической "душой", другой обладает "душой", а телом надежно ликвидированным (например, посредством кремации) в присутствии комиссии "отрицателей".

Есть ли у человека душа или ее нет? Это - проблема, на почве которой возникла конфронтация Декартовской и Винеровской кибернетики. Не вдаваясь в научное обсуждение проблемы, подойдем к ней с критерием личных вкусов. Утверждение отсутствия души соблазнительно тем, что тогда "человек - это кукла", его можно познать до самого донышка и имитировать. Можно в любом количестве тиражировать излюбленный тип. После моей смерти, в утешение друзьям останется моя копия, продолжающая развлекать их парадоксами. Это лучше, чем могильный памятник (хотя самому от этого не легче). Просто дух захватывает от необъятного простора возможностей.

Утверждение наличия души так же не лишено некоторой привлекательности. Даже весьма утилитарной. Если тело вконец износится, то его можно протезировать, подключить душу к новенькому протезу и тянуть резину дальше. Внутри каждого из нас есть весы, на чаши которых можно бросить эти два утверждения. По тому, какая чаша перетянет, нельзя будет судить об истинности утверждения, но это поможет понять нам и другим людям нас самих.

С.А.Стебаков


 Главная | Гостевая книга


© Все права защищены. 



Сайт управляется системой uCoz