Сергей Александрович Стебаков

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЫТИЯ



МАЛЕНЬКАЯ ЖЮЛЬВЕРНИАДА

Первое предисловие автора

Для тех, кто подумает, будто я берусь ответить на любой, относящийся к изложенному, вопрос, мною сочинена маленькая «жюльверниада»

Представим себе, что в эпоху увлечения воздушными шарами, некий Жюль Верн глубоко осознал, что никогда аэростат не будет управляем, не будет летать далеко, высоко и быстро. Думая о том, каков путь к достижению этих целей, он вспомнил о трех всем известных вещах: телеге, воздушном змее и ветряной мельнице. Если привязать змей к телеге и быстро покатить ее, то змей поведет себя как при сильном ветре, обретет подъемную силу и взлетит (вместе с телегой) под облака. Но как разогнать телегу?

Если ветряная мельница привязана к земле и дует ветер, то крылья вертятся и крутят жернов, а если, в безветренный день, поставить мельницу на телегу и крутить жернов, то завертятся крылья и телега помчится соответственно скорости ветра. А если, притом, к телеге привязан змей, то все это взлетит в воздух и, при переменах направления искусственного ветра, полетит куда захочешь. Итак изобретен летательный аппарат тяжелее воздуха? Нет, - это лишь найден путь к поставленной цели.

Те простаки и насмешники, которым придет в голову, что Жюль Верн собирается летать на этой комбинации трех давних изобретений, начнут требовать немедленного испытания. Умные же знают, что сперва надо организовать правильный ход вспомогательных исследований (каких именно становится ясно только постепенно и очень нескоро). Сначала надо было выкинуть жернов и образовать группу, конструирующую двигатель. Эти товарищи должны были взять поршневой насос (для воды) и поменять направленность причинно-следственной связи (вроде того, как уже додумались сделать с мельницей). В конце концов, для этого стали впрыскивать в поршневой цилиндр распыленный бензин и поджигать его. Другая группа должна была построить аэродинамическую трубу и искать наилучшую форму змея. "Группа шасси" совершенствовала бы телегу. Соответствующие группы сосредоточились бы на проблемах: материаловедения, технологии, сопромата, строительной механики, теории прочности, теории колебаний, аэро-механики и газовой динамики. Нужно было изобрести приборы, измыслить теории, вырастить кадры. Если бы был опыт, то все, на что ушло 50 лет, потребовало бы в 10 раз меньше времени. А Лев Толстой иронизировал относительно намерения летать на том, что тяжелее воздуха.

Эта притча о Жюле Верне и Льве Толстом рассказана, чтобы был материал для сравнения. Нынешнее увлечение медициной подобно увлечению воздушными шарами (а, порой, и мыльными пузырями). Я полагаю, что предлагаемое мною решение похоже на то, что должно быть истинным решением проблемы, не меньше, чем описанная комбинация телеги, воздушного змея и ветряной мельницы на авиацию. И точно также долгие годы (если их не сократить футурологической проницательностью) великие труды и горы денег уйдут на то, чтобы будто бы смехотворное стало неоспоримо великим. Велика ли заслуга связать веревкой телегу, мельницу и змей? И "да", и "нет". Как и откуда смотреть. Кстати, брать можно было и совсем другое и связывать совсем по иному. Главное, - не становиться в позицию Льва Толстого. Заметим еще, что настоящий Жюль Верн (ничего не говоря ни о каких телегах и т.п.) предлагал не аэроплан, а вертолет, а настоящий вертолет был построен при щедрой денежной поддержке С.В.Рахманинова (который, вряд ли, был большим знатоком науки и техники, чем граф Лев Николаевич. Главное - куда глядеть. Вперед или назад).

С.А. Стебаков


 Главная | Гостевая книга


© Все права защищены. 



Сайт управляется системой uCoz