Сергей Александрович СтебаковБЕСКОНЕЧНОСТЬ БЫТИЯЗАМЕТКИ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА Естественно полагать, что человек устроен на основе принципов, придуманных для кибернетических устройств (например, принцип специализации структурных составляющих). Сказанное подтверждается опытом познания. Привыкли же мы говорить о подсознательном, т.е. о том, что орган переработок информации разбит на автономные части, обменивающиеся лишь конечными результатами. Почему не предположить, что этих частей не две, а столько, сколько требуется, что каждая из них обслуживается собственным комплектом датчиков и даже исполнительных органов (для "проб" и для "машинальных" поступков). Может быть, есть и специально прикрепленные памяти и даже сознания. Итак, возможно, что человек - это целая компания существ таких, как то, что мы себе представляем, говоря "человек". Это симбиоз (а порой может быть и антагонизм? Не этим ли объясняются "внутренние противоречия"?). Может быть, поэтому и человек "выдает" то один, то другой характер подобно тому, как из многоцветной шариковой ручки высовывается штифт то одного, то другого цвета? И каждый раз из всей компании мы видим только одного. Другие в этот момент незаметны (и ему самому), потому что их наблюдение не предусмотрено конструкцией. Созерцание их не требуется, а полезные продукты вырабатываемы ими, как доля участия в жизнедеятельности всего "глобального человека" и без этого созерцания все равно поступят в общий котел по специальным каналам. Но для нашей философии это созерцание необходимо. И каждый из нас созерцает своих "симбионтов" умозрительно. Где же они находятся, если наше пространство их не вмещает? Также умозрительно мы отмечаем "n-мерное" пространство, которое гостеприимно распахивает свои двери для всего, что в наше обычное пространство не вмещается. Вот к каким выводам приводит нас здравый смысл, традиционные поиски аналогий, безуспешные попытки понять непонятное и смоделировать неизвестное. И тогда вместо того, чтобы тратить средства в угоду нашему упрямству, надо органически включать живые существа, или их фрагменты, в состав технических устройств, решительно начиная эру "n-мерного машиностроения". Лучший способ понять, что такое человек и как он устроен - это попробовать его изобрести. Первое, что при этом, обнаруживается - это иерархичность его организационной структуры. Ее трудно выявить посредством структурной декомпозиции, но дело облегчается, когда анализ осуществляется методом синтеза. Мы уже хорошо это поняли, занимаясь техническим синтезом управляющих устройств. Нельзя соединить требования большого быстродействия и большой механической мощности. И вот мы организуем механически маломощный блок быстрой переработки информации и достаточно мощный, но сравнительно медленнее соображающий блок. В первом возникают полуфабрикаты решений и передаются во второй, который доводит их до окончательной готовности, пригодной для понимания решения исполнительными устройствами. Поэтому первое, что приходит нам в голову, когда мы изобретаем человека, - это учредить два блока, назвав их "сознание" и "подсознание". Немного погодя, мы соображаем, что двухступенчатостью здесь не обойдешься, что потребуется весьма многоступенчатая иерархия. Не зная, сколько именно ступеней будет нужно, условимся называть подсознанием иногда все идущее за сознанием, иногда только первую ступень этого самого "всего остального". Так или иначе, сразу возникает вопрос: получает ли подсознание только ту информацию, которая предварительно отпрепарирована сознанием или, наряду с этим, оно имеет собственные источники информационного снабжения. Если второе справедливо, то может быть так, что эти информационные потоки, стекающие с обычных датчиков, обслуживающих сознание и приходящие через аппарат сознания незамечаемыми им. А может быть, подсознание располагает особыми, лишь ему принадлежащими датчиками. Не зная этого, мы обязаны предположить, что имеет место и то, и другое одновременно. Если от давно ведущихся разговоров относительно сознания и подсознания кто-нибудь перешел к попытке условно нарисовать их в виде двух квадратиков, то многое сразу стало бы ясно. Во-первых, сразу захотелось бы нарисовать и третий квадратик, изображающий тело. Во-вторых, захотелось бы схематически изобразить всевозможные связи, изображая их линиями со стрелками. В-третьих, возникла бы необходимость, во избежание путаницы, обозначить связи буквами и, написав различные формулы замыкания цепей обратной связи, сопоставить им различные режимы взаимодействий факторов сознательного и бессознательного.AD ~ лунатизм, рефлекторное реагирование на внешние раздражители, может быть, гипноз в опытах Турлыгина и других в таком роде; CE ~ возникновение идей в ходе размышления; BF ~ сознательное реагирование на внешние раздражители; BCD ~ опознание образа, эвристика поведения; AEF ~ опыты Шерешевского и Мессинга, внезапность возникновения чувства (,,,"когда мелькнет во мгле дорожной внезапный взор из-под платка"); BCEF ~ сознательная творческая деятельность (от "вдохновения и озарения до жанра….. и буримистов); {Переход (BCD> AD)} ~ обычный механизм гипнотического внушения, механизм эрекционного эффекта. По последней формуле, а также по формуле AD могут происходить психосоматические заболевания и излечения (оба внушенные или оба спонтанные, или одно внушенное - другое спонтанное). Спонтанные психосоматические заболевания могут, возможно, возникать и применением какой-нибудь из связей D, EFF. Старческий маразм и высокотемпературные помрачения психики дают пример сомо-психического заболевания (предположительно с применением связей A, BC, B). Проблематично утверждаемое иогами использование D, EF, F для спонтанного психосоматического исцеления и использование A, BC, B для совершенствования психического аппарата. Все сказанное подтверждает, что простое, символическое изображение сознания и подсознания в виде двух квадратиков значительно повышает отчетливость наших представлений, давая возможность различать и классифицировать, хотя и не дает пока ничего больше. Более тонкий анализ и ранжирование психических факторов должно превратить квадратик "подсознания" в целую последовательность (или частично упорядоченное множество) квадратиков, выявляя схематизированную структуру психического аппарата. Нужно заметить, что вышеприведенная схема основана на теоретических допущениях (по вирховскому принципу: "относительно неизвестного все правдоподобно"), причем допущено все, что не может быть опровергнуто или не уводит слишком далеко по пути легковерия (например, таковым было бы рисование исходящей из "подсознания" стрелки, направленной в подсознание другого человека, в соответствии с телепатической гипотезой). Отказываясь поэтому от позитивных обоснований допущенного, мы, все же, скажем то немного, что сказать можно. Это будет относиться к упоминанию об опытах Мессинга. Сейчас названо "паралингвистикой" все интонационное, мимическое и жестикуляционное сопровождение лингвистической информации, вольно или невольно несущее немалое содержание, дополняющее, а порой противоречащее точному смыслу слов. Грубое акцентирование паралингвистических средств позволяет обходиться вовсе без слов (мимо-драма, язык глухонемых). Подавляя паралингвистическое сопровождение внутренней речи, мы ставим ее понимание в зависимость от разрешающей способности сенсорных анализаторов внешнего наблюдателя. Подсознание, в принципе, более чутко, чем сознание, но эта чуткость в обычных условиях заблокирована, чтобы защитить подсознание от ненужных раздражителей. Поэтому обычный человек не сознает, что желая подавить паралингвистическую выразительность, он очень много оставляет неподавленным. Наблюдатель с болезненно ослабленной блокировкой чутья или умеющий ее временно разблокировать, видит многое невидимое другому (что вовсе не исключает и возможность телепатического подкрепления, если таковое возможно). Вот то, что касается Мессинга. Одни считают, что отличие живого человека от мертвого такое же, как между исправной и сломанной механической игрушкой. По мнению других, тело - это футляр для души и тело мертво, когда футляр пуст. С.А.Стебаков |